Для измерения величин используют различные приборы, на которых нанесены деления и числа. Например, для измерения длины используют линейку или складной метр, для измерения массы — весы, для измерения скорости — спидометр и т. д. Деления и числа образуют шкалу, которая помогает определять значение измеряемой величины. По рисунку видно, что длина отрезка АВ равна 2 см 7 мм, масса арбуза равна 5 кг 400 г, а температура воздуха, которую показывает комнатный термометр, равна 19 градусам Цельсия (пишут: 19 °С).

Число единиц измерения, соответствуюгцих одному делению шкалы, называют ценой деления. Например, цена деления линейки на рисунке равна 1 мм, цена деления шкалы весов — 50 г, а цена деления шкалы термометра равна 1 °С.
1. а) Какие величины измеряют с помогцью приборов, изображенных на рисунке? Чему равна цена деления шкалы на каждом их этих рисунков? Найди значения измеряемых величин.

б) Приведи примеры приборов, которые имеют шкалу.
2. Определи цену деления шкалы на числовом отрезке:

3. a) Ha рисунке изображена шкала спидометра «Жигулей». Какова скорость машины, когда стрелка спидометра показывает на точки А, В, С, D, Е?

б) На рисунке показана шкала спидометра «Волги». Запиши все числа около больших штрихов этой шкалы. Какова ее цена деления?

4. Дорога изображена в виде числового луча. Определи цену деления шкалы на луче и запишите недостающие числа.

5. Каким числам соответствуют отмеченные на шкале точки?

6. а) Определи по рисунку, из какого города выехал мотоциклист и с какой скоростью он едет? Изобрази его движение на числовом луче и определи, через сколько часов после выезда он прибудет во Владимир? На каком расстоянии от К.остромы и. от Владимира был мотоциклист через 3 ч после выезда?

б) Пусть s — путь, пройденный мотоциклистом, d — его растояние от Костромы и D — его расстояние до Владимира. Заполни таблицу и запиши формулы зависимости величин s, d и D от времени движения t.
